Текстовая версия выпуска
Это перевод беседы с Бханте Вималарамси о Принятии.
Май 2012 года
Краткое предисловие переводчика.
Необходимо дать разъяснения относительно центрального термина этой беседы, который на английском звучит как «forgiveness», Forgiveness Meditation. Традиционный перевод его на русский звучит как «прощение», однако в контексте данной практики это понятие оказалось не до конца соответствующим вкладываемому смыслу. После согласования этого вопроса с носителями учения переводчик остановился на слове «принятие», то есть мы будем говорить о медитации Принятия, практике Принятия, а соответствующий глагол в этом случае будет - «принимать».
Кроме того, необходимо сделать замечание и относительно другого слова, часто используемого в беседе. Термин «attachment» словарным русским аналогом имеет «привязанность». Однако соответствием английскому «attachment» в буддийских источниках является «упАдана», подразумевающее явления сугубо деструктивные, такие как болезненное пристрастие, присвоение, залипание на чём-то, деструктивная зависимость, застревание и так далее. Иначе говоря, русское слово «привязанность» здесь не очень подходит, поскольку имеет развитые нейтральные и даже положительные коннотации (например, привязанностью мы можем называть, скажем, тёплые чувства к другим людям или к малой родине). Именно поэтому мы перевели слово «attachment» как «цепляние» и «пристрастие».
Конец предисловия.
Когда людям, практикующим Любящую Доброту, предлагают начать практиковать медитацию Принятия, они думают, что это какой-то совсем другой вид медитации. Однако Принятие - это часть Любящей Доброты.
Это, возможно, самая мощная медитация из всех, что я знаю. Она позволяет вычистить блоки в сознании, образующиеся в результате цепляния или неприязни по отношению к тому, что случилось с вами в прошлом. Этот метод может бесследно растворить их. Но для практики Принятия нужно иметь терпение.
Практика медитации Принятия начинается с того, чтобы принять самого себя. Есть целый набор утверждений или фраз, с помощью которых можно это сделать, но сначала вы должны выбрать только одно из них и работать с ним в течение определённого периода времени. Например, оно может выглядеть так: «Я принимаю себя со всем своим непониманием».
У каждого человека в жизни случаются недопонимания. И вот вы мысленно произносите: «Я принимаю себя со своим недопониманием» (или – «недомыслием»). После этого почувствуйте в области сердца ощущение излучения Принятия к самому себе. Когда это чувство увядает, возвращайтесь к своей фразе и повторите её снова.
Пока вы это делаете, ваш ум, скорее всего, будет некоторым образом сопротивляться. Он может заартачиться и начать думать что-то вроде: «И зачем всё это? Не нужно мне это делать». Или: «Есть и другие вещи, которые мне нужно принять». Всё это не что иное, как проявление ваших цепляний. «Мне не нужно это делать! Эта медитация не работает!» Каждая мысль, которая отвлекает вас от медитации над формулой «Я принимаю себя со всем своим недомыслием», - это цепляние, и вы должны отпустить эту мысль, применяя метод 6R: вы осознаёте, что отвлечение возникло, вы отпускаете отвлечение, расслабляетесь, улыбаетесь, затем возвращаетесь к утверждению и остаётесь с ним так долго, как только можете. Не имеет значения, сколько раз ваш ум отвлекается. Отпустите это, расслабьтесь, улыбнитесь, вернитесь.
Часто встречается такая ошибка: люди говорят, что медитация - это только на время сидения. Это совершенно не верно. Необходимо осознать, что у вас есть цепляния, и когда вы не сидите в медитации, они никуда не деваются. В конечном итоге цель практики Принятия состоит в развитии личности. В том, чтобы освободиться от всего того страдания, которое уже стало нашей привычкой. И в развитии равностного невозмутимого ума.
Поэтому чем больше ваш ум сопротивляется этой практике, тем больше он в ней нуждается, потому что таким образом ум показывает вам, где кроется ваше цепляние. А цепляния - это причина нашего страдания. Эта медитация – лучшее средство из всех известных мне от разного рода цепляний, пристрастий, от всех ваших тяжёлых чувств по отношению к чему бы то ни было, от всех ваших представлений о том, каким должен быть мир. Так что вы с помощью этой практики сможете начать принимать мир таким, какой он есть.
«Мне не нравится это! Мне не нравится, что он сказал то-то и то-то!» Но КОМУ это всё не нравится? Кто судит и обвиняет? Кто рассказывает все эти истории? Кто пойман собственными цепляниями? Я же и делаю всё это. Кто-то что-то может сказать безо всякой задней мысли, но вы сквозь кривое стекло своих цепляний воспринимаете это в негативном ключе.
Поэтому нам нужно учиться постоянно отдавать себе отчёт в том, что происходит в каждый момент нашей повседневной жизни. Когда вы сидите в медитации 45 минут, или час, или столько, сколько вы сидите, что происходит с вашим умом? То же, что и обычно: он бродит тут и там, думает о том и этом, разные чепуховые мысли. И вы думаете, что эти возникающие мысли – ваши. Лично ваши. Но это просто случайные явления.
Если вы питаете какую-либо мысль или эмоцию, уделяя им внимание, вы делаете их более длительными и интенсивными. Когда вы осознаёте, что вы сами и являетесь причиной своего страдания, вам нужно принять в себе это. Это значит – мысленно сказать: «Я принимаю себя со всем моим недомыслием», «Я полностью принимаю себя». А ваш ум начнёт возражать:»Да ну, это же глупо! Это не по-настоящему! На самом деле это ничего не значит! Я не хочу этого делать!»… Ну, каждая подобная мысль - это ведь на самом деле цепляние. И она имеет в своей сердцевине страстное желание. Каждая такая мысль причиняет вам страдание.
Поэтому нужно осознать, что происходит, и отпустить эти мысли. Всё это - бесполезные мысли, не имеющие отношения к тому, что вы делаете и кем являетесь прямо сейчас. Вы принимаете себя со своим недопониманием. С тем, что причиняете себе боль, причиняете боль другим людям. Вы принимаете.
А когда вы идёте из пункта А в пункт Б, что происходит в вашем уме? Опять всё те же мысли: «О, я должен сделать то-то; о, нужно встретиться с тем-то человеком; о, придётся сделать то-то…». Всё это чепуха. Это не значит, что вы не можете планировать свои будущие действия – нет, вы можете, но для этого нужно выделить какое-то специальное время. И когда вы приняли решение, больше не нужно об этом думать. Всё это просто ваша старая привычка постоянно о чём-то думать и переживать, принимать всё на свой счёт и причинять себе страдание.
Ваша практика Принятия во время повседневной жизни намного более важна. Вы непрерывно принимаете себя. Со всем своим непониманием, впадением в страстное желание по отношению к тем или иным вещам. Со своим личностным восприятием всего на свете. «Мне не нравится то, что вы говорите!» Так, и кому здесь что не нравится? «Ты сказал что-то, что меня ранило!» Ранило кого? Вы всё принимаете лично, на свой счёт. Но это не личное, это просто явления, которые случились. Просто примите это всё.
Когда вы один идёте по дороге и спотыкаетесь о камень – примите этот камень с его пребыванием на этом месте. Вы продолжаете принимать постоянно. В этом смысл ретрита практики Принятия. Эта практика происходит не только в то время, пока мы сидим в медитации. Это практика всей жизни. Это практика на всё время нашей жизни. И если вы хотите начать меняться по-настоящему, вы должны иметь решимость идти через Принятие, и это очень сильно поможет вам измениться. Вам лишь нужно запастись терпением.
Если вы непрерывно думаете о том и этом, судите и вините других постоянно, вы постоянно причиняете себе страдание. Но ведь нет никакой необходимости делать это! Вы спорите с другими людьми о предметах, к которым имеете пристрастие. Какой смысл?
Когда вы начинаете по-настоящему практиковать Принятие – по отношению к самим себе и к другим, – ваш ум начинает приходить в равновесие. Ваш ум развивает равностность. Теперь вы не принимаете личностно все эти мысли, намерения, чувства и прочее. Вы видите, ЧТО всё это представляет собой на самом деле, и просто позволяете этому быть. Всё это не стоит того, чтобы постоянно возвращать к этому ваш ум снова и снова. Оно того не стоит! Это просто впустую потраченное время. Впустую потраченные силы.
Каждый раз, когда у вас появляется повторяющаяся мысль, у вас есть цепляние. Вы отождествляетесь с этой мыслью, воспринимаете это личностно, и всё это опять оказывается причиной страдания. И тут невозможно винить кого-то другого. Это делаете именно вы. Вы сами причиняете страдание самим себе.
«А вот они говорят то-то!» И что? Примите к сведению их мнение. Это не значит, что я не должен слушать других. Просто я не должен принимать это на свой счёт и анализировать – ошибаются они или нет. Чем больше вы принимаете свою повседневную жизни и действия, тем легче вам будет принимать тяжёлые события, случившиеся в прошлом.
Итак, вот вы занимаетесь практикой Принятия, пока сидите, стоите, ходите. Вы при этом работаете с одной и той же фразой, до тех пор пока не почувствуете: да, я действительно принял себя со всем своим непониманием. Это может занять какое-то время. Для этого недостаточно сесть, посидеть - и закончить: я уже всё сделал. Нет, так настоящие изменения не происходят. У вас имеются цепляния. Вам необходимо непрерывно практиковать Принятие себя со всем своим непониманием. А ведь есть ещё Принятие себя со своими ошибками – а это не то же самое, что с непониманием. Принимайте себя со своим осуждением других, анализированием, думанием, принимайте ВСЁ. Постоянно.
В моём случае практика медитации Принятия длилась два года, потому что я хотел быть уверенным, что действительно до конца её понял, - и во мне произошли кардинальные перемены. Кардинальные. Кардинальные перемены в личности. Если вы хотите достичь таких изменений для себя, то должны запастись подобным терпением.
Бывает, что мы думаем: «О, я уже полностью принял существование этого человека!», а потом оказывается, что мы о нём говорим то-то и то-то – и догадайтесь, кто ещё не закончил практику Принятия?
Когда вы начинаете идти глубже в эту практику, остаётесь в Принятии всё дольше и, скажем, медитируете на Принятии совершения ошибок, вам на ум приходит кто-то, чьё существование нужно принять, или тот, чьи черты, привычки, проявления нужно принять. Этот человек появляется в вашем уме непроизвольно. Вы не решаете сами, что вот этого человека нужно принять. Нет, он возникает в уме сам по себе. Когда этот человек появляется, вы начинаете практиковать его принятие. Со всем его непониманием. Не имеет значения, что он сделал в прошлом. Все ваши мысли, все ваши мнения о том, что он сделал когда-то, просто продолжают приносить больше и больше страдания вам самим из-за ваших цепляний.
«Мне это не понравилось, я не хотел, чтобы это произошло! Они не достойны Принятия, потому что они поступили так по отношению ко мне!» Ну, догадайтесь, где здесь цепляние? Догадайтесь, где здесь идея обвинения кого-либо в «моих страданиях»? Единственный человек, которого вы можете обвинять в собственных страданиях, это вы сами. Потому что именно вы принимаете всё это на свой счёт, именно вы имеете по этому поводу мнения, именно вы реагируете в соответствии со своими привычками. Снова и снова судите: «Я прав, а они ошибаются!» Именно так мы и причиняем себе страдание. Медитация Принятия помогает вам освободиться от этого. От подобных мнений, идей, цепляний.
И вот когда некто появляется в вашем уме, он может вам не нравиться; у вас, вероятно, был трудный период в отношениях с ним; вы, возможно, даже ненавидите его. Мысленно посмотрите прямо ему в глаза и искренне - опять же, мысленно - скажите ему: «Я принимаю тебя со всем твоим непониманием этой ситуации, я принимаю тебя вместе с той болью, которую ты мне причинил, я полностью принимаю тебя!» И вы излучаете этому человеку любящую доброту.
Ум будет отвлекаться, он будет уходить от этого процесса. Он будет думать о том и о сём. Освобождайтесь от этих отвлечений с помощью метода 6R и возвращайтесь к Принятию: «Я на самом деле принимаю тебя». Говорите это со всей искренностью.
«Да нет, я не могу его принять, ведь он сделал это и то». Но почему нет? «Потому, что он причинил мне страдание!» Упс!.. Кто причинил кому страдание? Вы сами причинили себе страдание, потому что вы восприняли это лично и усугубили ситуацию, думая о произошедшем, накручивая вокруг него мнения и идеи о том, почему этот человек не прав. Другими словами, вы были пойманы в своих страстных желаниях, привычных реакциях, высокомерии. Всё это ведёт к большей и большей неудовлетворённости, антипатии и боли.
Да, это зачастую очень трудная практика. Очень трудно принять, скажем, женщине того, кто когда-то изнасиловал её. Потому что она подверглась насилию. Но если она цепляется за ненависть к этому человеку, то тем самым она цепляется и за самого этого человека, и за ту боль, которую он причинил.
Не имеет значения, что было сделано. Неважно, что случилось в прошлом. Имеет значение лишь то, что вы делаете и что имеете прямо сейчас. Поэтому продолжайте принимать и принимать. Мысленно посмотрите прямо ему в глаза и скажите: «Я искренне принимаю тебя!» Ваш ум скажет: «Нет, не принимаю!» Тогда вы используете метод 6R, чтобы освободиться от этой мысли и возвращаетесь к своему утверждению: «Я искренне и всецело принимаю тебя!» И вы помещаете этого человека в своё сердце и дарите ему любящую доброту.
Как долго это нужно делать? Сколько понадобится! Некоторые цепляния требуют одной или двух медитаций, другие же могут занять неделю. А может быть, и две недели - никто заранее не может этого сказать. Это не имеет значения.
Когда вы по-настоящему освободитесь от ненависти к этому человеку, вы это немедленно почувствуете. Это будет очень-очень сильное чувство облегчения. И в дальнейшем, когда вы будете думать об этом человеке, ваше отношение будет чем-то вроде: «Ну да, он действительно совершил ошибку, но он не ведал, что творит. Это ничего».
Вот как вы освобождаетесь от цепляний, вот как вы освобождаетесь от боли, от прошлых ситуаций. Это не значит, что женщина, пережившая насилие, будет обниматься с тем, кто подверг её насилию, – нет, она будет его избегать по той причине, что иначе есть возможность подвергнуть себя опасности вновь. Но она не будет его больше ненавидеть.
И именно в этом – суть практики Принятия. Освобождение от всех неудовлетворённостей и неприязни. Развитие принимающего ума, принимающего отношения: «Всё в порядке, ты можешь быть таким». Не воспринимать что-либо лично. Наиболее существенная часть медитации Принятия состоит в том, чтобы научиться освобождаться от своих мнений, идей, представлений, от своего прошлого.
Итак, возможно, вы будете, так сказать, работать с этим человеком в течение длительного времени. Всё то время, пока вы сидите в медитации или выполняете медитацию во время ходьбы, вы совершаете Принятие этого человека снова и снова. И ваш ум утомляется, он говорит: «Всё, я устал и не могу больше это делать». И это просто ещё один вид цепляния. Что вы делаете с этим? Нужно просто пройти через это. Просто позвольте этой скуке быть. Это нормально.
Ваш ум хитрый. Он будет пытаться обойти практику возможными способами. Будет порождать разнообразные чувства, мысли и идеи, чтобы отвлечь вас. Это потому, что ему не нравится расставаться с тем, за что он цепляется. Ваш ум чувствует себя удобно среди этого. Но вся суть буддизма состоит в том, чтобы научиться меняться. Научиться избавляться от всех старых абсурдных идей и мыслей и вместо этого развивать новые идеи и мысли, которые делают вас счастливыми. И не только вас, но и людей вокруг вас. И в этом смысл соблюдения заповедей. Соблюдение заповедей делает вас и людей вокруг вас счастливыми.
Итак, чем дольше вы сможете непрерывно практиковать Принятие какого-либо человека, тем мягче будет становиться ваш ум по отношению к нему. И через какое-то время вы вдруг обнаружите, что действительно приняли его. И за всем, что было между вами в прошлом, уже нет энергии. Это лишь прошлое, его больше нет. Именно в этом суть практики Принятия, того, как она влияет на повседневную жизнь. Вы становитесь более открытым, более принимающим, вы не осуждаете, не питаете неприязни, потому что начинаете отслеживать в себе сам процесс цепляния: видите, что вот в вас начала возрастать напряжённость и стеснённость - и сразу говорите себе: «Оп! Я принимаю себя вместе с этим непониманием!».
Пожалуй, труднее всего мне научить людей тому, что жизнь, вообще-то, забавная, лёгкая штука. Это игра! Относитесь к ней легко! Если вы забавляетесь со своим умом, со своими пристрастиями, значит вы не слишком-то и цепляетесь за них. Когда вы играете с ними, вы не относитесь к ним серьёзно. Если вы не относитесь к ним серьёзно, они попросту перестанут возникать. Это то, чему учил Будда: как постоянно находиться в приподнятом состоянии ума, как относиться легко к своим мыслям, чувствам, идеям, прошлым действиям.
Вот вы совершили какую-то ошибку. Хорошо, добро пожаловать в человеческую расу. Я не знаю никого, кто бы не совершал ошибок в прошлом и не сожалел о них. Но что такое чувство вины? Не-Принятие. Это ум, который говорит: «Я реально провинился и должен себя за это наказать!» Но это ваш собственный ум вам это говорит. И что мы можем сделать с этим? Чем более серьёзными вы становитесь относительно своей жизни, тем больше вы цепляетесь за какие-то аспекты вашей жизни. Чем у вас меньше равностности, чем меньше психического равновесия, тем больше американских горок, эмоциональных американских горок в вашей жизни. Вверх-вниз, вверх-вниз. Но чем больше вы практикуете Принятие, тем размах этих горок становится меньше. Горки сглаживаются. Да, у вас есть определённые эмоциональные колебания, но вы не оказываетесь ими пойманы. Какие-то вещи, которые раньше вас сильно расстраивали, теперь уже не кажутся настолько важными.
После того как вы приняли этого человека, вы остаётесь с ним. Вы продолжаете практику Принятия с ним до тех пор, пока не почувствуете, что действительно закончили. Что больше нет нужды практиковать Принятие по отношению к этому человеку, потому что вы действительно его приняли. И затем вы смотрите ему в глаза, уже без каких-либо слов, и видите, что он говорит вам в ответ: «И я принимаю тебя».
И вот у вас появляется не только чувство, что вы приняли существование этого человека, но и что ваше существование тоже принято. Вы принимаете себя со всеми своими ошибками. Со всем своим непониманием. Вы принимаете другого человека с его ошибками, с его непониманием. С его причинением боли или с тем, что сейчас фигурирует в вашей фразе, с которой вы работаете в данный момент. И потом вы слышите, что этот человек тоже принимает вас. И вот тогда вы действительно чувствуете облегчение. Вау!
И что в этот момент происходит с вашим умом? Радость охватывает ваше сознание, вы чувствуете себя по-настоящему счастливым. Счастливее, чем когда-либо до того. Вы раньше даже не осознавали, что постоянно таскаете на своём горбу эту кучу камней, пригибающую вас к земле. А в тот момент весь этот груз исчезает. Вы чувствуете, что это по-настоящему здорово! Но для этого нужно сильно поработать. Это нелегко. Почему это нелегко? Из-за накопившегося количества цепляний, которые у нас есть.
Затем вы продолжаете эту практику. Когда вы закончили с одним человеком, вы возвращаетесь к себе: «Я принимаю себя со всеми моими ошибками», «Я принимаю себя с моим непониманием». И остаётесь с собой до тех пор, пока кто-то ещё не возникнет перед вашим умственным взором.
И вы работаете таким образом до тех пор, пока ум в конце концов не скажет: «Хорошо, ты сделал это. Всё теперь хорошо. Достаточно». И после этого вы возвращаетесь к практике Метты, поскольку практика Принятия - это не что иное, как часть практики Любящей Доброты. Как вы можете по-настоящему практиковать Любящую Доброту, если вы ненавидите кого-то? Практика Принятия помогает избавиться от ненависти. Нет никакого простого, лёгкого, «фастфудного» способа сделать это. Всё зависит от вас, от ваших цепляний и от того, насколько вы держитесь за идеи типа «этот человек обидел меня» или «я поступил так плохо, я никогда не смогу принять себя». Пока вы, наконец, не пройдёте через это и не поймёте, что действительно прошли через это, вы не сможете увидеть, насколько глубоко это работает. Тогда вы будете знать это из своего опыта, а не потому, что кто-то вам рассказал.
Когда вы идёте из одного места в другое – принимайте всё. Любые отвлечения, которые будут возникать, – принимайте это. Любой человек, который может подойти и начать с вами разговаривать, а вы этого не хотите, – принимайте его. Он не понимает. Он не понимает, что вы делаете. И это нормально, что он не понимает. Нет никакой причины, по которой другие люди должны понимать. Это нормально, что другие люди не знают, кто вы на самом деле и чем занимаетесь. Они могут осуждать вас, они могут отвлекать вас разными способами, и это хорошо, пусть. Но вы можете принять их с этими действиями, и когда вы принимаете, то освобождаетесь от цепляния к своим представлениям о том, как всё должно быть.
Непонимание - это по-настоящему весомая штука. Потому что мы не понимаем очень многое, потому что у нас есть столько мнений, представлений о том, как всё должно быть. И когда действительность не соответствует нашим представлениям, что происходит? ВЫ СРАЖАЕТЕСЬ С РЕАЛЬНОСТЬЮ! Вы не принимаете реальность, которая прямо у вас перед носом. И вы осуждаете.
Многие из нас обвиняют кого-то ещё за то, что они мешают нашей практике. Я прошу прощения, но они не мешают вашей практике. ОНИ – ЧАСТЬ ВАШЕЙ ПРАКТИКИ! Такого вообще не бывает, чтобы кто-то там мешал моей практике. Это именно я мешаю, сражаясь с реальностью в настоящем моменте, я, которому не нравится то или это, который обвиняет кого-то или что-то в том, что это происходит. Я видел ретриты, где люди практикуют одноточечное сосредоточение, очень огорчаясь от малейшего скрипа двери или от того, что кто-то проходил рядом, слегка топая. «Ах, ты помешал моей практике!» Разве это не нелепо? Настоящий момент таков, что имеет место шум, а моему уму это не нравится, потому что это не соответствует тому, что, по его мнению, должно быть, и он говорит: «Я хочу, чтобы этого не было, потому что так не должно быть. Я пожалуюсь, чтобы кто-нибудь всё это прекратил, чтобы мой ум был опять спокойным!» Но это ведь сумасшествие!
Вы можете принять то, что происходит в настоящем моменте, с уравновешенным умом: «Хорошо, есть шум». Кто-то разговаривает. Так. Это неважно. Если в вашем уме имеется равностность, когда вы имеете это равновесие в своём уме, – есть шум – хорошо. У меня был трёхмесячный ретрит, где прямо рядом с залом для медитации работал насос, качавший воду из скважины. С восьми часов утра до шести часов вечера. Непрерывно. Это было по-настоящему громко и раздражающе. Но это же просто звук. И всё. Это не мой звук. Моё неприятие этого звука не может изменить его. Моё осуждение человека, запускающего этот мотор, никак не могло уменьшить этот звук. Вот и смотрите, где кроются цепляния.
Принимайте происходящее. То, что те или иные вещи имеют место, - это нормально и это так и должно быть, потому что таков настоящий момент. Принимайте то, что вас отвлекает, непрерывно в своём уме. «Я принимаю этого человека с его непониманием; я принимаю себя с моим желанием, чтобы вещи были более совершенны, чем они есть; я принимаю себя со своими ошибками; я принимаю себя со своим раздражением, с тем, что мне не нравится то и это».
Принятие включает в себя не одну фразу. Их может быть много, но когда вы сидите в медитации, вы берёте для практики только определённое утверждение на один сеанс. Однако пребывать с одним утверждением Принятия – это не мантра. Не должно быть такого, что вы повторяете его где-то на поверхности ума, а сами думаете о чём-то ещё. Это должно быть искренне: «Я по-настоящему принимаю себя вместе с тем, что совершаю ошибки». Или с непониманием и так далее.
Чем дальше, тем больше вы сможете непрерывно пребывать в состоянии Принятия - во время своей повседневной деятельности, во время своего сидения, во время медитации ходьбы и что бы вы ещё ни делали. Необходимо понять, что полезный выход медитации именно такой. Он не имеет отношения к достижению какого-то сверхчеловеческого состояния ума. Нет, он относится к тому, чтобы увидеть, что именно вы являетесь причиной своих собственных страданий и научиться свободе от этих страданий. Сверхчеловеческое состояние придёт само собой, вы не должны что-то специально делать для этого. Но чем больше вы очищаете себя, чем больше вы очищаете свой ум от представлений, мнений, осуждения и чем больше вы принимаете то, что происходит в настоящий момент, тем более радостной становится ваша жизнь, тем легче становится ваша жизнь.
«О, я привык всё анализировать и думать!» Хорошо, просто отпусти это. «Но я делал это всю мою жизнь!» Ну, так изменись! Прими себя со своим непониманием. Прими себя со всем тем, что ты это делаешь. Это сильное пристрастие - хотеть всё время всё анализировать, это настоящая болезнь Западного мира.
«Я хочу знать, как всё работает!» Но вы не можете понять, как что-то работает, думая об этом. Вы принимаете реальность и отпускаете всё, за что цеплялись, и тогда используете освободившееся в вас место, чтобы наблюдать за тем, как всё работает. Думающий ум, анализирующий ум - невероятно медленный, тогда как ваш бодрствующий ум невероятно быстр. Необычайно скор. Но вы не можете использовать слова и мнения на этом пути, поскольку, делая это, вы перестаёте видеть, каковы вещи на самом деле.
Медитация Принятия - это больше, чем любой психоанализ: мол, вот мой старший брат бил меня, когда мне было пять лет, и я ненавидел его всей душой. Нет. Она - о вас и ваших цепляниях. И о том, как вы эти цепляния поддерживаете. О том, как вы причиняете себе боль этими цепляниями.
В наши дни люди очень легки на то, чтобы обвинять в своей боли всех, кроме себя. Но имеет ли это отношение к реальности? Легко сказать: «Ты причиняешь мне боль! Ты мне не нравишься!» Но… разве я что-то такое делал? Всё, что я сделал, - это просто сказал что-то, а у вас было по этому поводу другое мнение. А также суждение и осуждение всего, что бы я ни сказал. И тогда в вас появляется антипатия, и вот вы уже испытываете неприятие всей этой ситуации.
И вот вы уже ускакали за тысячу километров, но продолжаете об этом думать и всё это анализировать. Вы залипли на этом. Вы сами причиняете боль себе и сбегаете в свои мысли, надеясь, что это цепляние не будет ранить так сильно, если отвлечься на что-нибудь. «Это моё мнение, и я буду его держаться! И мои представления о том, каким всё должно быть». И как следствие: «Мне не нужно меняться». Но весь посыл буддизма - ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ! Буддизм о том, чтобы понять, что вам нужно обладать уравновешенным умом, который не бывает поглощён потоком эмоций, который не имеет цепляний. Буддизм - о том, как достичь равновесия и видеть мир таким, как он на самом деле является. Видеть, каким образом вы сами являетесь причиной своей собственной боли. И об использовании метода 6R и медитации Принятия. Он поможет вам стать свободными.